Правила размещения программ для авторов

Правила разработки, утверждения и размещения электронных учебных курсов (онлайн-курсов) по дополнительным образовательным программам в Башкирском государственном университете

(утверждены распоряжением по ИНО от 26.04.2021 № 05/04-21 скачать)

 

III. Описание процессов разработки, утверждения и размещения ЭУК 

Таблица 1: Самостоятельная разработка курса

п/п Процедура Сопровождающие документы Место хранения документов Ответственное лицо
1. Подача заявки на создание курса в отдел РИОТ Заявка, СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ Подлинник – на кафедре;Электронная копия в ОРИОТ Руководитель ДОП/Преподаватель, реализующий ЭО и ДОТ
2. Размещение материалов в ЭУК на sdoino.bashedu.ru Схема реализации ЭО и ДОТ по дисциплине(Скачать схему)Рабочая программа   Руководитель ДОП/Преподаватель, реализующий ЭО и ДОТ
3. Извещение ОРИОТ о готовности курса и запрос на техническую экспертизу Проект Схемы реализации sdo.bashedu@gmail.com Руководитель ДОП/Преподаватель, реализующий ЭО и ДОТ
4. Техническая экспертиза на соответствие требованиям к структуре ЭУК Заключение технической экспертизы sdo.bashedu@gmail.com ОРИОТ
5. Передача схемы реализации в ОРИОТ Схема реализации ЭО и ДОТ по дисциплине (2 экземпляра)(Приложение № 2) Подлинник – на кафедре; 1 экземпляр в ОРИОТСкан-копия- в ЭУК (мета-блок) Руководитель ДОП ОРИОТ
6. Открытие доступа к ЭУК и подключение слушателей Приказ об организации обучения - Преподаватель, реализующий ЭО и ДОТ

 

3.1. Заявка на создание курса в СДОИНО, оформленная в соответствии с приложением № 1, направляется в отдел развития информационных образовательных технологий в электронном виде на адрес электронной почты sdo.bashedu@gmail.com.

3.2. На основании заявки специалист ОРИОТ загружает структурный шаблон ЭУК, подключает разработчиков, формирует первичные технические настройки. До момента технической экспертизы ЭУК остается скрытым для всех пользователей СДО кроме разработчика курса и администратора сайта.

3.3. Разработчик самостоятельно размещает материалы ЭУК, устанавливает настройки сроков доступа и оценок в соответствии с приведенными ниже требованиями к ЭУК.

3.4. Разработчик направляет в электронном виде заявку на проведение технической экспертизы (черновик схемы реализации курса *.docx) на адрес электронной почты sdo.bashedu@gmail.com.

3.5. Специалист ОРИОТ проводит техническую экспертизу ЭУК на соответствие требованиям к содержанию (см. п. 4) и структуре ЭУК (см. п. 5, 6). Специалист ОРИОТ на основании схемы реализации и заключения технической экспертизы переносит разработанный ЭУК в соответствующую категорию для доступа обучающихся.

3.6. Подписанная схема реализации ЭУК передается разработчиком в ОРИОТ в двух экземплярах. После подписания сотрудниками ОРИОТ один экземпляр схемы хранится на кафедре, второй – в ОРИОТ.

3.7. Доработка (обновление) ЭУК может быть вызвана:

─                 изменениями в содержании типовой учебной программы дисциплины;

─                 изменениями в тематическом плане дисциплины;

─                 инициативой автора-составителя (авторов-составителей) с целью повышения качества структуры и содержания ЭУК.

Внесенные в ходе реализации в ЭУК изменения отображаются в схеме реализации, ЭУК проходит повторную техническую экспертизу по необходимости.

3.8. Ответственность за содержание и качество материалов ЭУК несет разработчик курса и руководитель программы.

 

IV. Требования к содержанию ЭУК

 

4.1. Содержание ЭУК должно быть разработано на основе учебного плана соответствующей образовательной программы и в соответствии с требованиями профессионального стандарта или ФГОС по направлению и рабочей программой, а также учитывать современные технологии обучения.

4.2. ЭУК должен полностью обеспечивать учебный процесс по соответствующей дисциплине. Содержание ЭУК должно быть «замкнутым», т.е. в его должны входить средства для проведения обучения, обеспечивающие все необходимые виды работ обучающегося в достаточном объеме.

4.3. Все компоненты ЭУК выполняются в едином стиле и дизайне.

4.4. Обучающие учебные материалы должны быть логично структурированы, обязательно разбиение материалов на отдельные модули, разделы, темы. Т.е., ЭУК должен адекватно отражать структуру программы (дисциплины), четко определять, какие именно разделы/темы/модули, и в какой последовательности должны быть изучены, каким образом разделы/темы/модули взаимосвязаны между собой.

4.5. Обучающие учебные материалы не должны содержать грамматические и стилистические ошибки.

4.6. Материалы ЭУК могут быть представлены в формате международных стандартов электронного обучения SCORM, IMS Common Cartrige, Tin Can API, поддерживаемых платформой http://sdoino.bashedu.ru. Для IMS CC и Tin Can обеспечен импорт и экспорт ЭУК и отдельных компонентов. Для SCORM обеспечен импорт ЭУК и отдельных ресурсов.

4.7. В целях обеспечения корректного отображения ЭУК в любых браузерах и устройствах, включая мобильные приложения, рекомендуется использовать изображения в формате *.tiff или *.jpg без сжатия, разрешение не менее 200 dpi, формат векторной графики SVG (по возможности); файлы для просмотра без скачивания в формате *.pdf.

4.8. Видео изображения размещаются только в ссылочном формате c использованием облачных сервисов или youtube.

4.9. Корректное отображение интерфейса системы (кроссплатформенность) обеспечивается платформой LMS Moodle https://sdoino.bashedu.ru.

4.10.    Требования к лицензионной чистоте

4.10.1.                    Использование объектов авторского права (видео, звуковых, графических, текстовых) должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

4.10.2.                    Использование объектов, интеллектуальные права на которые принадлежат третьим лицам, допускается только:

─                 в целях раскрытия творческого замысла автора или в качестве иллюстрации;

─                 с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования;

─                 в объеме, не превышающем 5% от общего объема курса.

4.10.3.                    Использование объектов авторского права по открытым лицензиям должно осуществляться в соответствии с условиями таких лицензий.

4.11.    Требования к используемым внешним ресурсам.

При изучении курса в качестве дополнительных могут использоваться внешние ресурсы. В случае использования внешнего ресурса (в том числе в домене университета) в качестве основного материала должны быть выполнены следующие условия:

─                 доступ обучающихся к ресурсам осуществляется абсолютно бесплатно в течение всего периода освоения курса;

─                 обеспечена доступность ресурсов 24/7 с коэффициентом не менее 99%;

─                 при работе с ресурсом пользователь не видит сторонней информации, не связанной с достижением запланированных результатов обучения (в том числе, рекламы).

4.12.     Проектирование и разработка ЭУК проводится в рамках компетентностно-ориентированного подхода на основе принципов и моделей педагогического дизайна:

4.12.1.                    Мотивация, пробуждение интереса к изучению курса.

4.12.2.                    Информирование обучаемых о целях и задачах курса.

4.12.3.                    Напоминание о предыдущих уроках (восстановление), формирование цепочек ассоциаций.

4.12.4.                    Стимулирование внимания на наиболее важные аспекты курса с использованием различных стилей обучения, инфографики курса.

4.12.5.                    Семантического кодирование курса, позволяющее сформировать установку на удержание знаний в долгосрочной памяти.

4.12.6.                    Быстрая связь теории и практики.

4.12.7.                    Систематическое оценивание успеваемости.

4.12.8.                    Мотивация к переносу знаний и полученных практических навыков в новую ситуацию.

 

 

V. Требования к структуре ЭУК по дополнительным образовательным программам

 

5.1. Метаданные ЭУК:

5.1.1. Титульный экран (отображается в общем списке ЭУК ИНО):

Методический аспект: представляет собой краткую справку по дополнительной образовательной программе, реализуемой с ЭО и ДОТ.

Минимальный состав: 

Описание программы  
Цель реализации программы Краткая характеристика (не более 600 печ. Зн.) Целью реализации программы может быть совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
Методы обучения: Пример: Программа разработана в рамках модульного подхода с применением практикоориентированных методов интерактивного и проблемного обучения
Категория слушателей Пример: лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.
Тип программы Курсы повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки, дополнительное образование студентов (указать нужное)
Итоговый документ Удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке
Результаты обучения: В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций….
Ваши перспективы: Описать перспективы трудоустройства, в какой сфере и кем может трудиться
Количество часов Указывается количество часов по программе
Руководитель и преподаватели обязательно указать кто руководитель, и нужны фото преподавателейФото - Фамилия Имя ОтчествоОбразование:Преподаваемые дисциплины (по данной программе):Опыт практической деятельности
Контакты по набору пример Институт экономики, финансов и бизнеса (ИнЭФБ) БашГУ450076, г. Уфа, ул. Карла Маркса, ¾, каб. 213 И, +7(917) 75 81 534; ggr-nauka@mail.ru
Курирующая кафедра Указывается кафедра, реализующая программу
Дата публикации курса Дата, когда курс был введен в эксплуатацию
Организационная разновидность реализации дисциплины веб-поддержка, смешанное обучение, онлайн-обучение (указать нужное) по программе (по дисциплине программы «Наименование программы»)
Запись на курс самостоятельно, запись преподавателем (указать нужное)
Содержание курса краткий перечень основных дисциплин, модулей, тем. Содержанию необходимо предоставить учебный план с указанием количества часов
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная, очная с применением дистанционных образовательных технологий, заочная с применением дистанционных образовательных технологий, очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий
Отзывы слушателей При наличии

 

Техническая реализация: Титульный экран оформляется в виде таблицы в окне «Описание курса» в разделе «Управление курсом → Редактировать настройки».

5.1.2. Мета-блок курса (0-блок отображается в теле курса): 

Название курса (дисциплина) Название программы / дисциплины программы 
Руководитель программы, контактные данные Если программу ведет группа преподавателей, указать, кто какую дисциплину или раздел ведет
Курирующая кафедра, факультет, институт Указывается кафедра, факультет, институт, реализующая программу
Тип программы Повышение квалификации/Программа профессионально переподготовки и т.д.
Программа разработана с учетом требований Например: профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, общем основном, среднем общем образовании)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544 н.
Сроки обучения Указываются для каждого набора слушателей / Общее количество недель
Прикрепляемые файлы Утвержденная программа ДО, схема реализации программы

 

Техническая реализация: Мета-блок оформляется с помощью инструмента «Пояснение» для всей таблицы в целом или по каждой строке таблицы по отдельности.

5.2. В общем случае ЭУК включает в себя взаимосвязанные блоки: инструктивный, коммуникативный, модули, итоговый контроль. Блок входного контроля формируется необходимости:

5.2.1. Инструктивный (организационный) блок.

Методический аспект: подробные инструкции и правила использования ЭУК при прохождении программы. Слушатель должен понимать последовательность изучения ЭУК, знать требования к выполнению заданий (критерии оценивания, форма выполнения задания и чтения лекций, сроки и т.п.).

Обязательные элементы:

─                 методические указания (руководство) к изучению программы/дисциплины (по ЭУК в целом и/или по каждой дисциплине программы);

─                 критерии оценки (рейтинг-план программы/дисциплины, в сумме все контрольные мероприятия должны не более 110 баллов), включая критерии оценивания выполнения каждого контрольного мероприятия;

─                 график обучения (сроки прохождения контрольных мероприятий);

─                 список рекомендуемой литературы и источников.

Техническая реализация: Необходимо внести соответствующую текстовую информацию в ресурс «Страница».

5.2.2. Коммуникативный (коммуникационный) блок.

Методический аспект: средство коммуникации слушателей и преподавателей в рамках ЭУК.

Обязательные элементы:

─                 форум (консультации on-line, off-line);

─                 вебинар, при замене контактной аудиторной работы дистанционным аналогом.

Минимальный состав: должны содержать приветственное сообщение от преподавателя курса, адресованное обучающимся; цель и правила общения.

Техническая реализация: форум добавляется в виде элемента «Форум» в текущий блок; вебинар добавляется в виде элемента «Вебинар» или URL (гиперссылки) на сторонний вебинарный ресурс.

5.2.3. Модули содержат определенным образом структурированную учебную информация (лекции, практические задания, контроль по модулю, рефлексия, список литературы).

5.2.4. Итоговый контроль по программе содержит описание подготовки и требования к итоговой аттестации, условия и сроки проведения, условия прокторинга.

5.2.5. Входной контроль по программе содержит требования к входным компетенциям обучающегося, условия и сроки проведения тестирования, условия прокторинга.

5.3. Журнал оценок (раздел «Оценки» ЭУК) формируется автоматически исходя из настроек оцениваемых элементов, сумма балов по всем оцениваемым элементам должна составлять 100 баллов.

5.4. Настройки элементов ЭУК должны соответствовать данным, указанным в критериях оценки и графике обучения инструктивного блока. Синхронизация сроков настраивается для каждого нового набора слушателей

5.5.  Для каждого элемента ЭУК должны быть указаны настройки отслеживания выполнения элементов курса «Отображать элемент выполненный при выполнении условий»:

─                 «Студент должен просмотреть этот элемент, чтобы он считался выполненным», для элементов без оценки;

─                 «Студент должен получить оценку для выполнения этого элемента», для элементов с оценкой

5.6. Отчет «Завершение элементов курса» (раздел «Отчеты» ЭУК), Журнал оценок (раздел «Оценки» ЭУК), записи вебинаров и итоговой аттестации формируют цифровой след реализации ЭУК.

5.7. В метоблоке размещается «Отзыв о программе» с использованием соответствующего инструмента СДОИНО.

 

VI. Требование к структуре составной программе в СДОИНО

         6.1. В общем случае составная программа представляет ЭУК, содержащий ссылки-переходы к дисциплинам программы, включает в себя взаимосвязанные блоки: инструктивный, блок дисциплин, итоговый контроль. Блок входного контроля формируется необходимости.

         6.2. Инструктивный блок по аналогии с 5.2.1 содержит методическую информацию об условиях прохождения программы в целом. В дисциплинах программы формируются собственные инструктивные блоки в контексте дисциплин.

         6.3. Блок дисциплин содержит ссылочную систему включенных в программу дисциплин. Переход и запись обучающихся на ЭУК дисциплины настраивается администратором портала.

         6.4. Блоки итогового и входного контроля также формируются для программы в целом. В ЭУК дисциплин создаются указанные блоки в контексте дисциплины.

 

VII. Форма представления электронных учебных материалов ЭУК, представляемых на экспертизу и размещение в СДОИНО

 

7.1. Форма представления электронных учебных материалов обусловлена требованием достижения максимального эффекта обучения.

7.2. Материалы в составе ЭУК могут быть представлены в виде файлов, подготовленных в приложениях MS Office 2003 и выше:

─                 текстовых документов (форматы .docx, .pdf);

─                 электронных таблиц (формат .xlsx);

─                 презентаций (формат .ppt);

─                 мультимедийных изданий (видеолекции, видеофрагменты, анимационные модели, интерактивные учебные модели и т.д.).

7.3. Основной текст работы при наборе на компьютере печатается:

─                 шрифт – Times New Roman (или Tahoma);

─                 кегль – 12;

─                 стиль – «обычный»;

─                 абзац – 0,9;

─                 режим – «выравнивание по ширине»;

─                 межстрочный интервал – одинарный;

─                 поля: верхнее 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 1 мм, левое – 20 мм.

7.4. В случае формирования программы на портале СДОИНО специалистами ОРИОТ на коммерческой основе, все материалы ЭУК должны находиться в папке с названием электронного учебного курса. Названием ЭУК служит наименование дисциплины в соответствии с учебным планом. Материалы могут быть также упакованы в архив (форматы zip, rar).

7.5. Каждый документ, входящий в состав ЭУК, лучше представить в виде отдельного файла. Документы ЭУК на носителе размещаются в папках, структура которых следующая:

7.5.1. В папке «0» размещаются в виде отдельных файлов:

─                 схема реализации дисциплины с применением ЭО и ДОТ;

─                 сценарий ЭУК.

7.5.2. В папке «1» размещаются материалы инструктивного блока в виде отдельных файлов:

─                 методические указания (руководство) к изучению дисциплины;

─                 методические указания к самостоятельной работе студентов;

─                 критерии оценки;

─                 график обучения.

7.5.3. В папке «2» размещаются материалы информационного блока в виде отдельных файлов:

─                 теоретическая часть;

─                 практическая часть;

─                 список рекомендуемой и дополнительной литературы.

7.5.4. В папке «3» размещаются материалы коммуникативного блока в  виде отдельных файлов:

─                 название форумов, в том числе новостного, (темы (вопросы) для обсуждения)

─                 анкеты, опросы, кроссворды и материалы учебно-игрового плана;

─                 семинар, вебинар;

─                 страницы коллективных знаний WiKi.

7.5.5. В папке «4» размещаются материалы контрольного блока в виде отдельных файлов:

─                 задания для текущего контроля;

─                 задания для рубежного контроля;

─                 тематика контрольных работ (рефератов);

─                 итоговый тест;

─                 вопросы к зачету, и (или) к экзамену;

─                 методические указания по выполнению всех видов СРС и т.п..

7.5.6. В папке «5», при необходимости, размещаются материалы, не вошедшие в предыдущие папки. Например:

─                  виртуальные учебные лаборатории (в специальном формате файлов);

─                 базы данных;

─                 специальное программное обеспечение и т.п.

Последнее изменение: Среда, 12 января 2022, 12:57